Словения

Словения

Я провёл в командировках в Словении в общей сложности почти месяц. Мы трижды приезжали на испытания в Любляну - столицу этой маленькой, но очень гордой балканской страны. Многие путают Словению со Словакией, у них даже флаги похожи (причём оба - на российский). Словения - это часть бывшей Югославии. По сути, это были югославские "хохлы", при первой же возможности отделившиеся от федерации, причём бескровно. Затем страна одной из первых "бывших" вошла в Евросоюз, где благополучно и прозябает.

Похоже, Словения - не самое популярное направление для русских. Летом туда летает только один рейс в день (зимой почему-то чаще). Принадлежащий словенской авиакомпении Adria самолёт маленький, чуть больше Як-40, с устрашающим названием Bombardier. Он и вправду похож на бомбардировщик, особенно с открытыми "бомболюками", в которых исчезает багаж. Стюардессы вежливые, перед взлётом и после посадки даже прокрутили запись на русском языке.

Язык

Сразу скажу о языке. "Словенщина" (так он называет сам себя) - очень интересный язык. Он древний, архаичный и по составу ближе к церковно-славянскому. Где ещё услышишь в разговоре "Zelo lepo"? При этом ощутимы сильнейшее немецкое и более слабое итальянское влияния. Например, в разговорной речи словенцы то и дело говорят "Ja" вместо родного "Da", а "Adijo!" - вместо "Nasvidenje!". "24 часа" по-словенски будут "Štiriindvajset ur" - ничего не напоминает? Да, у них, как и в немецком, числительные произносятся "наоборот". С чтением табличек и вывесок обычно проблем не возникает: "Slovenska ulica", "Delovni čas trgovini od 9 do 19, prazniki in nedelja zaprto". При этом таких явных "ляпов", как чешский "чрствий хлэб", здесь почти нет (кстати, словенцы тоже смеются над этой вывеской у своих соседей). Но и здесь встречаются перлы вроде знака, предупреждающего на дорогах о замере скорости: "Meritve hitrosti"; а, например, "varovati" означает "защищать".

А вот с разговорным языком проблема. Я по наивности полагал, что славяне друг друга всегда поймут. Увы... Да, при желании можно изъясниться - особенно понятны друг другу числительные (словенцы сильно удивлялись, когда я считал по-русски: один, два, три, четыре, пять...), нужно лишь привыкнуть к "немецкому" порядку в двузначных. В магазинах здорово помогает. Но в целом общаться трудно. Во-первых, произношение. Как и у всех южных славян, оно гортанное (особенно звук "А"); "Ш" и "Ч" тоже не наши. Плюс тональные ударения, делающие язык "певучим". В итоге: когда впервые слышишь издалека словенскую речь, кажется, что говорят по-английски... нет, по-итальянски... нет, какие-то знакомые слова слышу: "hvala", "prosim", "dobro"... Если прислушаться (особенно когда словенец говорит медленно, что редкость), то можно что-то понять. Но не больше. А уж они наш русский и вовсе не понимают - в основном из-за произношения, уж очень оно у нас разное, даже для одинаковых или похожих слов. Словенцы смеются: русских, даже проживших в Словении и неплохо говорящих по-словенски, мы завсегда отличим по их "Ы" и "Ё" в словах вроде "riba" и "zeleni". В итоге, помучившись немного в поисках общего языка, говорящие плавно переходят на один из иностранных - английский, немецкий или итальянский, которыми здесь вполне сносно владеют многие. К слову, смотрел по телевизору хорватские и черногорские каналы, общался с сербскими коллегами - понимал больше, чем по-словенски.

Прибытие

Итак, мы в полёте. 8000 метров, за иллюминаторами - сплошные облака. Подали завтрак: салатик из овощей и ветчины со сметаной (!!!), курицу с рисом, булочку с маслом и некую неведомую фигню, напоминавшую козинаки. Sok, čaj, kAva, vIno, vOda - на выбор. То, что "hvala" - это "спасибо", а "prosim" - "пожалуйста", я уже знал. Часа через 2 облака стали редеть, далеку внизу показалась земля - уже без снега (а улетали мы из заснеженной Москвы 4 апреля). Потом под крылом проплыл большой город на берегу широкой реки - думал, что Вена (между прочим, по-словенски "Вена" будет "Dunaj", а "Дунай" - "Donava"; Dunajska cesta - это Венское шоссе, а не Дунайское!), но оказался - Баден-Баден. Потом начались снежные вершины Альп. И вот в котловине среди невысоких гор, между зелёных уже полей наше "letalo" благополучно приземлилось, и мы попли из зимы прямо в лето. Аэропорт Любляны маленький, не больше самарского Курумоча. На автобусах было написано "Aerodrom Ljubljana", а на здании аэропорта - "Letališče Jožeta Pučnika", а по-другому это "леталище" называется Brnik. Быстренько пройдя паспоротный контроль и получив багаж, мы вышли из аэропорта. Воздух был тёплым и влажным. "More?" спросил я у встречавшего нас Томажа. "Ne, dež" - ответил он. И вправду, дождь шёл почти все дни нашего пребывания в Словении. Такие уж мы везучие... Мы сели в машину и двинулись по отличнейшей дороге в Любляну.

Первое впечатление не обмануло: Словения - европейская страна во всех смыслах. Словенцы - славяне лишь по языку, по культуре и обячаям они почти что немцы: аккуратные, ответственные, тихие. Дороги прямые и ровные, типичные автобаны с отличной разметкой и чёткими знаками. Ограничение скорости - 130 км/ч. Много туннелей, поскольку есть горы. Водители аккуратные и законопослушные. За всё время нас лишь дважды "подрезали": один раз - итальянцы, а второй - низко летящая Мазерати с и вовсе непонятными номерами. Многие дороги платные, на въезде стоят будки со шлагбаумами, но они почти всегда подняты, поскольку оплата проходит своеобразно: заранее покупаешь наклейку на стекло - "venjeta". И не дай бог тебя без этой наклейки остановят полицейские! Машин в Любляне много, но они по большей части стоят на стоянках и во дворах. Почти как в наших городах, но с двумя отличиями:

1) Машины ставят предельно аккуратно. Либо в линию вдоль тротуара, либо поперёк, либо наискосок - опять-таки в линию. Такого, как у нас - бросил авто как придётся или загнал на газон - здесь просто не придёт в голову. Люблянцы - асы параллельной парковки: лихо вписываются в промежуток между машинами, оставляя от силы по полметра спереди и сзади. И всё равно у многих бампера "покоцаны".

2) Все машины здесь в основном маленькие - WV Гольф кажется уже представительским автомобилем. В основном "немцы", "французы", "итальянцы" и "японцы". "Корейцев" очень мало, а "китайцев" нет вовсе. "Праворуких" - тоже; видел только одну - зато какую: Subaru Impreza WRX (кстати, принадлежала она сотруднику Турбоинститута). Много дизельных автомобилей - горючее очень дорогое (примерно 1,50 евро за литр), а дизель гораздо экономичнее. Потому-то и мало машин на улице - люди без нужды не ездят, экономят.

Зато неплохо ходит общественный транспорт - большие, просторные автобусы. Проезд - 1,20 евро, при этом билет действует в течение полутора часов, т.е. можно выйти на любой остановке, прогуляться и вновь бесплатно сесть в следующий автобус. Трамваев и троллейбусов нет, маршруток тоже, но такси предостаточно. Насчёт цен не скажу, но поездка в аэропорт (порядка 20 км) стоит от 20 до 40 евро.

А ещё здесь очень любят велосипеды и мопеды - и взрослые, и дети (они почти всегда ездят в шлемах). Как и везде в европах, есть велосипедные дорожки и даже специальные велосипедные светофоры. По этим дорожкам охотно ездят и на мопедах и мотороллерах - впрочем, как и по тротуарам. Вообще, словенцы не такие щепетильные, как немцы - могут на красный свет и дорогу перейти, и на велосипеде проехать... В Любляне есть довольно много точек, где можно взять напрокат велосипед. Они расположены в людных местах - очень удобно: взял, доехал, оставил. Правда, я так и не разобрался в тонкостях этого дела: сначала нужно обязательно зарегистрироваться на сайте http://www.bicikelj.si/ "засветив" свою кредитку, оставить залог в 350 евро, и лишь потом можно будет брать напрокат двухколёсного друга. Я рисковать не стал...

Еда

Но я немного отвлёкся от темы. Итак, приехав в Любляну, по предложению Томажа мы вместе поужинали в уютном ресторанчике прямо напротив Турбоинститута, куда мы, собственно, и приехали. Было очень вкусно, особенно понравилась мне Gobova juha - густой грибной суп с настоящими лесными грибами, а не с шампиньонами, и со сметанкой. Словенцы, кстати, любят собирать грибы - благо есть где. И сметану любят. У них "smetana" бывает "kisla" и "sladka" - больше похожая на сливки. Ещё к обеду часто подают каймак - они его тоже любят. На второе было что-то мясное: рулет с начинкой. Порция - огромнейшая. И обязательный салат: хочешь - готовый, хочешь - набирай сам в салат-баре. И, как оказалось, это особенность местной кухни - огромные порции и салат. Даже в институтской столовке обед подавали на громадных тарелках: гора гарнира и огромные куски: мяса. курицы, рыбы... То есть похудеть в Словении не удастся - это факт. Местные сыр и колбасы неплохие, магазинный хлеб - так себе (в гостинице лучше, а в упомянутом ресторанчике Jelen и вовсе отменный!) Много шоколада, в основном Милка. В гипермаркете "Mercator Center" даже стоит механическая "kravica" в натуральную величину с надписью Milka на лиловом боку; она машет хвостом, мигает глазами, вертит головой и всё время жуёт, и иногда мычит. Дети её откровенно боятся.

К ужину было и вино: разумеется, местное. Красное понравилось больше белого. Ещё мы пробовали разные сорта из местных магазинов, в основном дешёвые. Резюме: шмурдяк, кислятина - "Минасали", одним словом. Даже местная "Мальвазия" и та больше напоминала молдавский "Рислинг" 1990-х. Более качественные вина начинаются от 5 евро за бутылку. Но попробовать стОит все. На субботнем Водниковском рынке купил домой несколько бутылок "домашнего" вина - попробуем. Там же купил пару бутылок медового ликёра - в подарок. Пробовали и местное пиво - светлый разливной Унион понравился, остальные сорта - не очень. Гёссер и Гиннесс из ближайшего ларька почему-то сильно отличались от оных же из крупного российского супермаркета - причём в лучшую сторону. Зато в один из дней словенские коллеги свозили нас в один винный погребок на побережье, у самой границы с Хорватией. Вот там было вино, я вам скажу! Особенно понравился десертный мускат - я даже приобрёл пару бутылочек. И бутылочку свежевыжатого оливкового масла - в магазине такого не купишь. Много чего ещё бы купил, но багаж-то не резиновый...

А крепких напитков словенцы почти не пьют. Лишь пару раз нам довелось отведать хвалёной Сливовицы - самогон самогоном. Зато очень любят "каву" - кофе то бишь. И кофе здесь явно ОН, а не ОНО, как у нас. Душистый, ароматный, вкусный - даже из автомата. Чай тоже пьют, но больше из пакетиков. Не понравился он мне. Где вино - там и мясо. Мясо словенцы любят, особенно свинину. Разные колбаски, "чебабчики" и прочие "буреки". Ветчина и колбасы - само собой. Привёз домой пару палочек "кметской" (крестьянской то бишь) салями и кусок "пршута" - копчёного окорока. Семья была очень довольна - жена в последний раз такое пробовала, когда они ещё жили в ГДР... У нас сейчас много импортного продают, но всё не такое, это факт.

Любляна

Что-то я всё про еду да про еду. А ведь мы приезжали в Любляну не отдыхать, а работать. И в основном торчали в Турбоинституте с утра и до позднего вечера. Но так вышло, что мы попали на католическую пасху, а у них и понедельник выходной. И получили три дня отдыха. Вечер пятницы и всю субботу мы посвятили пешим прогулкам по Любляне. Город небольшой, всего 300 тысяч населения, и довольно компактный. Историческая часть и вовсе маленькая - легко обойти за 3-4 часа. В пятницу вечером погода прояснилась, и мы решили подняться на Люблянский Град. Это - местный Кремль, стоящий на высоком холме над городом. Мы сэкономили три с половиной евро, не став пользоваться фуникулёром, а поднявшись на холм пешком. Туда ведут минимум три дороги: очень крутая, довольно крутая и более пологая (для "vozil" - автомобилей). Вид с холма сам по себе потрясающий. А если забраться на крепостную стену, то он ещё более впечатляет. Но мы расстались с шестью еврами и оплатили вход в музеи и на башню (вход в замок сам по себе бесплатный, можно ходить по двору и по стенам совершенно свободно). Музеи впечатления не произвели, виртуальная экскурсия по Граду понравилась (был даже русский перевод). Но, поднявшись на башню, я понял - шесть евро потрачены не зря. Вид был просто грандиозный!!! Во все стороны простирался город, затем шли поля и леса, а на горизонте со всех сторон синели в дымке невысокие горы. Сильный ветер трепыхал прямо над головой огромное знамя Любляны - бело-зелёное полотнище с гербом города: град, дракон и три звезды на щите. Разноязычные туристы восторженно фотографировались на фоне панорамы. Уже ради одного этого вида стоило побывать в Любляне!

Побродили мы по городу - и по вечернему, и по дневному. Кругом - идеальная чистота, толпы туристов и местной молодёжи, открытые кафешки - иногда 1-2 столика прямо на тротуаре у входа, люди пьют пиво и вино и мирно беседуют. Ни драк, ни поножовщины, ни громогласного мата - даже скучно как-то. Улочки в центре узкие, мощёные. На окнах средиземноморские ставни - город всё же южный. Многие дома отремонтированы, но в переулках и даже на больших улицах встречаются и облезлые домишки. Рельеф не очень ровный, и некоторые узенькие улочки и переулки круто уходят вверх. Кое-где прямо под окнами сушится бельё - как в фильмах про Италию. Град - это сердце Любляны. Но центр её - всё же Прешернова площадь, или Трёхмостовье. Там стоит памятник поэту Францу Прешерну, чем-то напоминающий памятник Пушкину. Рядом - Францисканская церковь. От площади лучами расходятся улочки и три моста через Любляницу, от которых место и получило своё название. Площадь мощёная, на ней всегда полно туристов. На краю площади установлен небольшой бронзовый макет центра Любляны. Посидели мы возле него, потом ещё побродили... и поняли, что в принципе мы посмотрели всё, что можно увидеть в Любляне. Нет, мы бродили и в другие дни, когда выдавалась свободная минутка. Дошли до вокзала - напротив него автовокзал - исходили вдоль и поперёк улочки центра Любляны. Птицы самозабвенно пели, деревья цвели, машин и пешеходов было мало - лепота!

Ещё день можно потратить на осмотр парка Тиволи. Это старинный австрийский парк недалеко от цента Любляны (там всё недалеко). Подстриженный английский газон, разнообразные деревья всех видов, замок в глубине - и при этом туда неплохо вписался дворец спорта с "копалищем" - бассейном то есть. А самое поразительное - идеальная чистота вокруг. Ни бумажек, ни бутылок, ни окурков, ни даже грязи и пыли - а вы когда в последний раз были в местном парке Горького? В итоге уходить из парка просто не хотелось... Но пришлось - дождь!

Погода сильно подвела. Прилетели мы из зимы сразу в лето, которое внезапно сменилось угрюмой осенью. В пасхальную ночь полил холодный и сильный дождь (а я хотел на католический крестный ход посмотреть!), который шёл всё воскресенье и под вечер сменился мокрым снегом. То есть почти всю Пасху мы провели в номере, пробуя местные vino, sir in klobasu. Их-то мы без проблем нашли в близлежащем магазине - как выяснилось, единственном работавшем в этот день. А вот за лекарствами от насморка пришлось тащиться в дежурную аптеку на другой конец города... Шли мы по совершенно пустым улицам, мимо магазинов с жизнеутверждающим распорядком работы:
Odprto vsak dan od 9:00 do 18:00
Sobota od 9:00 do 13:00
Nedelja in praznike - zaprto.

То есть если в субботу не успел до обеда затариться на выходные - соси лапу до понедельника. Нам это показалось диким...

Побережье

Под утро в понедельник - а он пасхальный, выходной - интернет показывал в Любляне -2 градуса. Но, несмотря на это, в назначенное время наш коллега Робертоо приехал и повёз нас к морю. Эта поездка достойна отдельного рассказа. Солнце ярко сияло на безоблачном небе, дорога убегала назад, а за окнами проплывали пасторальные пейзажи: чистенькие домики, ухоженные луга, коровки и пастушок молоденький-молоденький... ой, это из другой оперы! На заднем плане - прекрасные горы. Трасса огорожена сеткой - во избежание. Проехали мимо Постойнской Ямы - пещеры, прямо-таки созданной для туристов. Жаль, не было времени зайти. И менее через час показалось море. Как объяснил Роберт, это побережье Адриатики всегда было итальянским, и только после Второй Мировой отошло к Югославии, а после распада этой страны бОльшая часть досталась Хорватии и лишь небольшая полоска - километров 20 - Словении. Ну а итальянское население никуда не делось. В итоге адриатическое побережье Словении двуязычное, там итальянский наряду со словенским - также официальный язык. Все вывески на двух языках, население говорит по-итальянски (дети, правда, в основном по-словенски, даже с типично итальянской внешностью). Города тоже называются двояко: Пиран - Пирано, Порторож - Порторозо, Копер - Каподистрия и т.д. Мы побывали в Портороже и Пиране, проехали мимо Копера, Изолы и других словенско-итальянских городков. Солнце светило очень ярко, но с моря дул холодный, но не очень сильный ветер. Но накануне, по словам Роберто, была "burja". Поскольку сезон ещё не начался, народу в Портороже - пляжном центре Словении - было немного. Мы осмотрели роскошные отели, совершенно бесплатно прогулялись по пляжу (в сезон - 6 евро с человека, о чём извещает плакат на русском языке: значит, "руссо туристо" добрались и сюда!), полюбовались на пальмы и кипарисы. Я сорвал домой несколько веточек лаврушки и кустик розмарина. А ещё вдоль дорог была масса виноградников и оливковых садиков. Вино и масло здесь делают в промышленных масштабах, коперские вина, как говорят, очень даже неплохие (но, если честно, меня они не впечатлили, хотя я и не гурман) и недешёвые (от 10 евро за бутылку - однако!). Сами города типично итальянские, в венецианском стиле: узкие мощёные улочки, кривые переулки - ещё более узкие, сохнущее бельё, закрытые решётчатые ставни...

Пиран - край земли, он расположен на мысу. Въезд машин в город запрещён, поэтому все оставляют машины на стоянке за городом и едут в центр Пирана на бесплатном автобусе-челноке. Едут в Пиран в основном итальянцы - к родственникам. Словенцы их недолюбливают - слишком шумные: "Итальянцы по одному не ходят, только всей семьёй, а они у них огромные, несколько поколений сразу, и все они общаются между собой, бурно жестикулируя". И это так, подтверждаю.

Осмотрев Порторож и Пиран, мы пообедали в ресторанчике где-то в горах. Две порции супа нам принесли в огромной супнице (его с лихвой хватило бы на четверых), на второе мы заказали морепродукты - побережье всё-таки! Запили это мальвазией (тоже немного кислой) и крепчайшим итальянским кофе с итальянским же десертом (каким-то вкусным желе). Местный хлеб больше напоминал кекс и совершенно не понравился. Затем мы пофотографировали с гор коперские солеварни, Изолу и поехали... но не домой, нет! Роберто решил нас добить окончательно и провёз через Триест. Я всё волновался: а вдруг задержат на границе (хоть и шенгенская виза, но всё же...) Но пограничный пункт больше напоминал точку оплаты проезда и был безлюден. И вот она - Италия!

Почему-то вспомнились слова доктора из "Формулы любви": "Видел я эту Италию на карте... сапог сапогом!" И вправду - не впечатлила. Наверное, потому, что Триест больше напоминал австрийский город или даже Питер - те же дома в имперском стиле, каналы и мосты... Правда, в Питере нету гор, а здесь то и дело приходилось или карабкаться по уским улочкам, или спускаться по ним же, либо просто проезжать мимо мощёных переулков и любоваться припаркованными под углом 30 градусов к горизонту автомобилями. В Триесте есть трамвай, ездящий ещё с австрийских времён. В гору его, похоже, затягивают тросом. На многих улицах Триеста одностороннее движение, поэтому зачастую приходится покружить, чтобы попасть на соседнюю улицу. Ездят все по-итальянски (это даже не "по понятиям", а просто - кто первый), плюс ещё эти мотоциклисты... Несмотря на праздничный день, многие магазины работали, но торговали в них люди явно китайской внешности. В итоге, покружив по Триесту и вдоволь налюбовавшись им, мы двинулись домой. Пересекли опять-таки безлюдную границу и помчались в Любляну. Мы ехали на запад, солнце садилось за горы - красота потрясающая! В гостиницу мы приехали почти в девять вечера, уставшие, но переполненные едой и впечатлениями.

Горы

Кроме моря, есть в Словении и горы. Неожиданно, но факт! И нас в один из дней туда даже свозили наши коллеги. Сначала мы прямо на машине, по узкому серпантину с 25 поворотами, обгоняя уставших велосипедистов и с трудом разъезжаясь со встречными машинами, поднялись до самого верха, на высоту 1611 м над уровнем моря. Это был перевал Вршич, что в районе Краньской Горы. Говорят, там когда-то проходила граница между Австро-Венгрией и Италией. А теперь этот перевал - излюбленное место "отдыха" велосипедистов. Точнее, своеобразная точка отсчёта сил: каждый хвалится, до какой высоты он смог доехать без остановки. Это на машине оно легко (да и то не всегда - при нас один маленький "пыжик" закипел, не добравшись даже до половины подъёма). А на велосипеде очень даже трудно! Но люди - в тоом числе и дети - упорно едут вверх. И их можно понять...

На перевале было холодно: вроде бы плюс 15 (середина июля!), но сильный ветер и мелкий моросящий дождь пронизывали до костей. Да и облака прямо над головой закрывали величественные горы. Посему, постояв для приличия на вершине, мы с радостью поехали вниз.

На обратном пути остановились на Ruskoj ceste - Русской дороге, которую без малого сто лет назад строили русские военнопленные. Посмотрели на скромную деревянную часовню, стоящую на месте гибели сотен пленных под лавиной. Местные с гордостью говорили, что сюда приезжали оба русских президента. Постояли у каменной пирамиды с надписью "Сынамъ Россiи", помолчали у могилы неизвестного солдата. Попили чистейшей воды из родника и поехали дальше - на водопад Перичник.

Водопад этот впечатлил. Даже относительно небольшие массы воды, но падающие с пятидесятидвухметровой высоты, поражают воображение. Поднимаясь до водопада, я изрядно запыхался, скача по корням и камням. Прямо за водопадом идёт галерея в земле, и в ней отовсюду сочится вода. Вдоволь налюбовавшись ревущим потоком, мы поехали дальше - на Бохиньское озеро.

По пути остановились на обед. Порции были очень скромными (по словенским меркам): всего 4 куска мяса с ладонь и чуть меньше обычного - картошки фри. А супчик - столь полюбившуюся мне "gobovu juhu" - подали и вовсе в пиалке. Но и эта "скромная" пища навевала сон. Поэтому очнулся я уже возле самого озера, в деревушке со "сталелитейным" названием (я его не запомнил, но Роберт объяснил, что ещё издревне здесь плавили руду). Контраст: с одной стороны - деревянные овины и риги, сено и коровы, а с другой - превосходная дорога, таблички "Комнаты и апартаменты" и туристы. А на высоко на отвесной скале, прямо над деревней, метровыми буквами написано "200". Кто и зачем это написал - не знаю; подозреваю, что это русские туристы настолько напились, что сделали в общеизвестном слове из трёх букв три ошибки...

А потом было само озеро, раскинувшееся в котловине между гор. Увы, время поджимало, и мы пробыли там всего каких-то пять минут. Кому интересно - обратитесь к путеводителям, там всё описано очень подробно, и фотографии хорошие. А мы пофоткались и поехали дальше.

Следующим номером концертной программы был город Блед. Как у любого культурного русского человека, у меня сразу же возникли два вопроса:
1) Не писалось ли в древности название города через "ять"?
и
2) Как называют жительниц сего места?

Основные бледские достопримечательности - Бледское озеро с единственным в Словении островом и Бледский Град на крутой скале над ним. Бледские лодочники дерут по 15 евро с носа, чтобы перевезти туристов на остров и обратно. Бледские женщины... ну да ладно, не будем!

Озеро и вправду красиво. Сидишь на лавочке у самой воды, смотришь на заходящее солнце, наблюдаешь канючащих у туристов еду уток и лебедей, следишь за звуками "калинки-малинки", что раздаются с прогулочных лодок (руссо туристо гуляют!)... Лепота! Кстати, последних здесь немало, хотя в основном - британцы и немцы.

Переполненные впечатлениями и подгоняемые внезапно начавшимся дождём, мы вскочили в машину и поехали в Любляну. Древний Крань, через который мы проехали, уже не впечатлил. И уже после заката мы подъехали к гостинице, уставшие, но страшно довольные.

PS: и немного о погоде. Лето, жара... и грозы! Практически ежедневные. Да ещё и с градом (по-словенски "toča") - весмьма крупным. Я подумал - "всё, катастрофа!" Оказалось - вовсе нет: крупный град типичен для летней Словении, и жители к нему просто привыкли. Не рады лишь страховые компании - приходится выплачивать КАСКО, они как-то не додумались объявить град "форс-мажором" и не платить за ущерб от него. Дикари-съ! А ущерб бывает значительным - я лично видел машину, всю побитую крупным градом. Так что зонтик не помешает даже летом, да и за прогнозом надо следить!

Бохиньское озеро
(добавлено в 2013 году)

В одну из прошлых поездок гостеприимные хозяева провезли нас мимо прекрасного Бохиньского озера. А в этот раз мы наконец-то попали туда. Как я писал, оно расположено на северо-востоке Словении и лежит в котловине между гор. Прибыли мы к озеру в самый полдень. Народу было не очень много. Люди загорали, некоторые купались, кто-то сидел в кафешках. Мои коллеги тоже искупались, но им не понравилось каменистое дно. Как и в прошлый раз, под мостом стояла рыба: множество крупной рыбы! Но никто её не ловил. Побродив по берегу, мы проехали чуть дальше, до места с явно немецким названием Vogel. Это оказался горнолыжный курорт! На одноимённую гору, на высоту более 1500 м над уровнем моря (и на целый километр выше озера) каждые полчаса ходил большой крытый подъёмник (за 13,50 евро с носа). Мы сели в подъёмник и отправились в путь, который занял всего 5 минут. Вниз стремительно убегал канат, озеро становилось всё меньше, а обзор - всё шире. Внизу, на скалах, среди деревьев и зелёной травы, лежали пласты чего-то белого, похожего на снег. Поднявшись наверх и выйдя из кабины, мы поёжились: холодно! +17 градусов и довольно сильный ветер против штиля и +27 внизу. Вдобавок небо заволокло тучами. Но ничего: прорвёмся!

С площадки подъёмника озеро и село были как на ладони. А вот окружающие горы стояли то ли в тумане, то ли в низких облаках. Через станцию подъёмника мы прошли внутрь. Внутри оказалась котловина, тоже окружённая горами, на которые вели типично лыжные подъёмники. Очевидно, зимой здесь кипит жизнь, но сейчас там было тихо и скучно: пара десятков туристов, говорящих по-немецки и по-еврейски (ну и мы - по-русски). Прогулялись по дорожкам, посмеялись над указателями: "Sirarna" - что они там делают? Но, оказалось, бохиньский сыр очень ценится. Но мы его не попробовали.

Собственно, часа хватило за глаза - летом здесь скучно. Из всех кафе работало лишь одно, у подъёмника. Некоторые были закрыты навсегда и уже разрушались. Вдоволь налюбовавшись на величественные горы, окружающие озеро (над ними бушевала гроза), мы немного прошлись по дороге в сторону сыроварни. Было тихо и мирно, несмотря на громыхание приближающейся грозы. Приближалось время отправки подъёмника, и мы отправились назад. Вдруг впереди, в начинающихся сумерках, я заметил странную тень, очень похожую на какого-то зверя, крадущегося на задних лапах. На мгновение мне даже стало немного жутко, даже когда я понял, что это всего лишь причудливой формы коряга. Но впечатление не пропадало, пока мы не подошли вплотную. Да, причудливой бывает игра природы!

Последние минуты в ожидании отправки подъёмника мы убивали, глядя на веселящихся коз. В горах громыхало, начинался дождь. Мы прошли в кабину, она тронулась... и дождь полил очень сильно! Не скажу "как из ведра", но достаточно сильно. Спустившись, мы вынуждены были бежать до машины. И поехали вдоль озера, по направлению к Бледу, где под ярким солнышком (дождь кончился где-то по дороге) поужинали в кафе им. Прешерна под самым Блейским (оказывается, именно так ПРАВИЛЬНО образуется прилагательное от имени Блед! а мужики-то и не знают!) градом, то бишь зАмком.

Описание получилось сбивчивое, но поверьте - Бохиньское озеро посетить нужно обязательно!

Постойнская яма
(добавлено в 2013 году)

В один из жарких июльских дней нас по дороге на море завезли в Постойну и предложили осмотреть знаменитую пещеру - Постойнскую яму. Мы не сильно отказывались...

Постойна расположена километрах в 50 к юго-западу от Любляны. Само название, означающее "Место постоя", говорит о том, что здесь часто останавливались на ночлег путники по дороге из Вены в Триест. А сейчас городок известен своими пещерами, куда ежедневно ходят толпы туристов. "Встопница" (билет то есть) стОит 22,50 евро - однако! Сувениры и еда вблизи пещеры тоже очень дорогие - место достаточно популярное и туристов. В основном пещеру приходят осматривать организованные группы - например, вездесущие японцы. Купив билет, толпы проходят через турникеты, где каждого на входе фотографирует на "зеркалку" пара бойких местных фотографов, а прямо на выходе можно купить свою фотографию "всего" за 6,50 евро. Щаз! Экскурсии отправляются каждые полчаса.

Взяв билеты и получив аудиогид на русском языке, мы встали в длинную очередь на вход вслед за израильскими туристами. Но очередь шла очень быстро. Несмотря на жаркое лето, в пещере сбыло весьма прохладно - и это не удивительно, в пещере круглый год стоит постоянная температура около +10 градусов при очень высокой влажности - порядка 97%. На входе всем тем, кто не привёз с собой куртку или не купил её в сувенирной лавке (15 - 25 евро, с символикой пещеры), предлагали за 3,50 евро напрокат накидку типа плащ-палатки. Но я решил, что не замёрзну в своей рубашке с длинным рукавом. И не замёрз!

Пройдя внутрь, все сели в небольшой электропоезд, который вскоре тронулся в путь. Все инстинктивно пригнулись при въезде в низкий туннель... а потом был общий крик восторга - такие поистине потрясающие виды открылись! Высокие, подсвеченные своды, гигантские сталагмиты и не такие огромные, свисающие с потолка сталактиты. На приличной скорости влажный ветер продувал довольно сильно. Внезапно открылся зал, украшенный люстрами! Как сказал аудиогид, это - "танцевальный зал", в котором когда-то танцевали аристократы, включая австрийского императора. Несмотря на строжайший запрет ("Фото- и видеосъёмка вредно влияет на флору и фауну пещеры!"), все, включая законопослушных японцев, дружно защёлкали фотоаппаратами, осветив пещеру вспышками. Грешен, я тоже не удержался от видеосъёмки на свою "мыльницу", которую держал включенной весь двадцатиминутный путь. Местами мы проезжали по таким узким туннелям, что все невольно сжимались. Один раз нам попался встречный поезд. А всё остальное время мы во все глаза любовались чудесными видами пещеры, весьма грамотно и ненавязчиво, в самый раз освещённой.

Но вот поезд приехал на конечную станцию, все вышли из вагонов и стали группироваться под светящимися вывесками с названиями языков. Под словенским встало не более десятка человек, под немецким и итальянским - гораздо больше. Ну а основная масса встала под вывеску English. Гид на отличном английском поприветствовал всех, поведал про маршрут и пригласил всех в сорокаминутный путь с тремя остановками. И мы тронулись.

Первая остановка была вблизи вершины. Такой вот парадокс: вершина в пещере. Точнее, её самая высокая точка. Правда, на саму вершину нас не пустили (а вот японцев - пустили!), но и от её подножья было видно многое внизу: пещеры, переходы, мост и бесчисленные сталактиты и сталагмиты. Послушав краткую историю пещеры, рассказы о её переходах и тайнах, о том, что мост под нами называется Русским, т.к. его строили русские пленные во время Первой мировой войны, все двинулись дальше.

Под ногами хлюпала вода, было прохладно. Но отличные бетонные дорожки с перилами и мягкое освещение заставляли забыть, что мы находимся глубоко под землёй, в дикой пещере - уж больно всё в ней благоустроено. Но прекрасные виды, не встречающиеся на поверхности, напоминали об этом. Каждая пещера отличалась от другой. В одной с потолка росли белоснежные сталактиты - и она называлась "залом спагетти". В другом сталагмиты и сталактиты были бурыми, в третьем - почти чёрными, ну и так далее. В некоторых местах в лужицах стояла кристально чистая вода, в которую несознательные туристы накидали монеток, несмотря на строжайший запрет. Некоторые сталагмиты напоминали кого-то: то гнома, то какое-то животное, а грамотное освещение подчёркивало сходство.

Ещё гид сказал, что есть и отдельные, не такие обустроенные маршруты, но по ним ходят маленькие индивидуальные группы, и стоят они достаточно дорого. Нам попадались закрытые решёткой проходы без освещения - наверное, это они. Но в целом всё было уютно, по-домашнему. И уже не так жаль было тысячи рублей - ясно, что такая инфраструктура нуждается в сильной поддержке: одни расходы на освещение такой огромной пещеры чего стоят, а ещё железная дорога, дорожки, ливнёвка... Подумалось: а ведь сколько такого добра на Урале, да что там на Урале - у нас в Жигулях есть замечательные пещеры. Их бы оборудовать, "раскрутить" и привлечь туристов! Но куда там - оставалось лишь белой завистью завидовать словенцам.

Следующая остановка была в самой нижней точке пещеры, в 120 метрах ниже уровня земли. Гид ещё немного рассказал про пещеру, особенно про её живность, и все опять пошли дальше. И вот впереди показалась жемчужина пещеры, её бриллиант - белоснежный сталагмит, похожий на мороженое. Я не удержался и сфотографировал его. Но фотография не передаёт и десятой доли того ощущения, которое получаешь, стоя рядом с ним. Он был уже большим, когда египетские пирамиды были ещё маленькими...

И вот маршрут пришёл к концу - все вышли в "музыкальный зал". Эту огромную пещеру пытались использовать для концертов, но из-за высокой влажности дело не пошло, несмотря на всю экзотику. Гид сказал, что можно свистнуть, и эхо неоднократно отразит это свист; многие ринулись проверять это. У входа в этот зал стоял тёмный аквариум, в глубине которого с трудом виделись какие-то смутные тени. Это оказались знаменитые постойнские тритоны, ил "человеческие рыбки" - на вид помесь угря и ящерицы, но без глаз. Гид сказал, что они живут в полной темноте лет до ста и питаются пару раз в год (очевидно, отставшими туристами), а здесь их кормят как на курорте - раз в месяц (тоже туристами). И тут гид распрощался с нами, а мы его поблагодарили - по-словенски, знай наших!

Налюбовавшись на тёмный аквариум и безуспешно пытаясь рассмотреть тритончиков, я пошёл дальше. Прямо посреди "музыкального зала" стоял ярко освещённый магазин сувениров - и все туристы покорно пошли туда. Я решился и купил ДВД с фильмом про пещеру (просили 15 евро, но продали с 10% скидкой - приятно!) и памятную монету за 2 евро. Скажу сразу: диск разочаровал!!! На нём были всего 2 фильма по 20 минут (правда, на 8 языках): про историю Постойнской ямы и про соседний зАмок. Чудесных видов пещеры, на которые я так надеялся, на диске не было и в помине. А я не фотографировал... Вот такой облом! Посему совет: невзирая на запрет, фотографируйте бесценные виды Постойнской ямы!

Ещё немного побродив, мы сели в поезд и поехали назад, в последний раз наслаждаясь превосходными, запоминающимися видами. Доехали до конечной станции (интересно, а если продлить туннель до московского метро?) и пошли к выходу. Сдали аудиогиды, нашли себя на фотографиях (покупать не стали - дорого!) и, щурясь, вышли на жаркую и душную поверхность. Там нас уже поджидал Роберт. Он ещё показал нам старую водяную мельницу, в которой сейчас кафе: совершенно бесплатно можно войти туда и посмотреть на старые жернова и пилораму. Посмотрели из окна мельницы на плотину с полусгнившим колесом - и поехали дальше, к морю (про море см. выше).

Гостиница

Ну и про гостиницу. Жили мы в М-отеле, который расположен в люблянском районе Шишка, недалеко от парка Тиволи. Это молодёжно-туристская гостиница, построенная ещё в югославские времена и переделанная внутри. Нормальный комфорт за вполне небольшие деньги - 75 евро (в Москве такие цены ещё поискать надо!) Не понравилось лишь два момента: завтрак и туристы.

По первому: "шведский стол" в немецком стиле был очень скуден: сосиски, омлет-глазунья-яйца, чуть обжаренные свежие помидоры, рогалики, нарезка из трёх сортов колбасы и одного - сыра, несколько видов маринованных овощей (огурцы, перец, оливки, лук), ну и сухие завтраки, молоко и соки. Шведский стол в пермском "Урале" намного богаче: там и каши, и рыба-мясо, и несколько видов гарниров, и блины-оладьи, а главное - меню меняется в течение недели. Здесь же за 10 дней эти сосиски с яйцами несколько приелись...

Ну и по второму пункту. Туристов в гостиницу очень много, и все они очень шумные. А поскольку гостиница считается недорогой, туда любят заезжать организованные группы. Ну с итальянцами всё понятно. Но на следующий день они уехали, и их место заняли немецкие и японские пенсионеры. Наутро зал для завтрака гудел как улей! Не ожидал я такого шума от дедушек-бабушек. Ладно, пережили. Но назавтра на наш этаж заехала группа пОдростков обоего полу лет по 14 (кажется, хорваты). Вот тут началось... Я общаюсь с домом по скайпу (хорошо ещё, что в трусах), вдруг стук в дверь - на пороге 2 школьницы: хи-хи! Типа, ошиблись. Потом вся эта шайка-лейка до полночи шлялась друг к другу в гости, обильно при этом хихикая, а иногда и откровенно ржа. Ну ладно, пережили. Но потом заехали уже молодые немцы - и всё повторилось... Слыша сквозь сон немецкие крики в коридоре, я с трудом удержался от инстинктивных желаний: сначала "схаваца у бульбу", а потом - выйти, крикнуть что-то вроде "Achtung! Hitler kaput! Ujoben sie bitte!" и с криком "За Родину!" кинуться в последний бой... Но ничего, пережил. Однако в последний день заехала большая группа молодых французских танцоров (очевидно, ВЕСЬМА ПЛОХИХ). Дальше, думаю, можно не продолжать...

Вообще-то на М-отеле свет клином не сошёлся. Есть там и более солидные отели - тот же Гранд Отель Унион, где люкс стОит дешевле простого номера в Москве (140 евро). А ещё есть много частных гостиниц и хостелов. В общем, остановиться там на любой вкус и кошелёк - не проблема.

Работа

Про Турбоинститут рассказывать не буду. Скажу лишь, что контора солидная и вполне достойная (до этого я побывал в австрийской VOITH HYDRO - есть с чем сравнивать). В мире есть всего две независимых от производителей гидротурбинного оборудования лаборатории по испытаниям оного - одна в Лозанне, а вторая - здесь, в Любляне. Институт небольшой, всего пара сотен человек трудится, но они не только проводят испытания и исследования, но и производят небольшие гидротурбины - ковшовые, радиально-осевые и даже поворотно-лопастные. В цехах и лабораториях чисто, народ работает, а не сидит в курилках. Лепота.

Кроме Турбоинститута, в Любляне есть ещё один, конкурирующий производитель гидротурбин - Литострой. И ещё много мелких производств. Как ни странно, в Словении промышленность жива. Есть автозавод Рено в Новом Месте, Есть всемирно известная фармацевтическая компания КРКА. Развито сельское хозяйство (в основном заметны виноград и оливки). Много народу трудятся в сфере услуг - магазины, прачечные (их очень много) и т.д. Ну и туристическая отрасль заметна. И везде трудятся в основном местные. Хотя, может быть, и сербы - по языку я не понимал. Но явных "гастрарбайтеров", как в той же Австрии (про Россию умолчу) я не видел. Персонал в гостинице - местные (в австрийском Санкт-Пёльтене были китаянки, в Вене - славяне). Улицы убираю местные. Ямы копают местные. Газоны косят местные. Только на одной стройке я видел бригаду рабочих явно таджикской наружности, да на рынке немногочисленные китайцы торгуют разным барахлом. Но в основном везде работают словенцы. Они же не великая нация, и трудиться им не западло!

Эпилог

Но всё когда-то кончается, особенно хорошее. Вот и мне пришлось уехать - с положительными результатами от работы и массой впечатлений. Уезжал я с большим сожалением, несмотря на небольшие неприятности в аэропорту. Сидя в зале ожидания, я грустно оглядывал окружающие "леталище" горы. Я уже успел полюбить Словению. И надеюсь ещё туда вернуться - с семьёй!



Фотографии

Любляна

IMG_2721 (198K)
Машины во дворе

IMG_2723 (157K)
Суровые словенские собаки живут на весу

IMG_2733 (154K)
Замок Тиволи

IMG_2737 (116K)
Парк Тиволи

IMG_2745 (226K)
Аллея в парке Тиволи

IMG_2748 (233K)
Ещё аллея в парке Тиволи

IMG_2753 (118K)
Народная галерея

IMG_2758 (105K)
Францисканская церковь на Прешерновой площади

IMG_2763 (146K)
Змейский мост

IMG_2771 (125K)
Улочка старого города

IMG_2776 (169K)
Ещё улочка

IMG_2779 (152K)
Город контрастов

IMG_2783 (113K)
Город контрастов - 2

IMG_2805 (1632K)
Люблянский Град - вид из-под стен

IMG_2822 (137K)
Вид на Любляну с башни Града на фоне меня :-)

IMG_2835 (90K)
Град изнутри

IMG_2836 (176K)
Любляна со стены Града

IMG_2847 (82K)
Град на горе

IMG_2862 (150K)
Вокзал

IMG_2866 (206K)
Просто домик

IMG_2867 (153K)
Ещё один

IMG_2874 (94K)
Дворик

IMG_2884 (161K)
Речка Любляница

IMG_2886 (173K)
Плотина на Люблянице

IMG_2893 (211K)
Особнячок

IMG_2909 (171K)
Готовятся к Грушинке...

IMG_2926 (195K)
План Любляны

IMG_2927 (185K)
Прешернова площадь

IMG_2932 (139K)
"... и якорь мне в ...!!!"

IMG_2936 (147K)
Кама-Сутра какая-то...

IMG_2944 (175K)
Ещё домик

IMG_2949 (214K)
Это НЕ писающий мальчик!

IMG_3319 (67K)
"Видишь, там, на горе..."

IMG_3333 (208K)
Тошниловка

IMG_3407 (402K)
Домик с изразцами

Адриатика

IMG_3428 (141K)
Винный погребок

IMG_3004 (151K)
Порторож

IMG_3010 (132K)
Туристо руссо здесь бывали!

IMG_3013 (194K)
Ананас?

IMG_3018 (201K)
Отель Палас в Портороже

IMG_3023 (164K)
БА-БУ-БЫ!!!

IMG_3024 (113K)
Скромные итальянские туристы...

IMG_3025 (124K)
Дорога в Пиран

IMG_3037 (130K)
Площадь в Пиране

IMG_3041 (83K)
Пиранская улочка

IMG_3043 (104K)
За что её?!?

IMG_3059 (184K)
Вид на Пиран из замка

IMG_3061 (161K)
Вид на Пиран из замка - 2

IMG_3065 (121K)
Ещё один замок в Пиране

IMG_3104 (97K)
Почти Италия

IMG_3108 (99K)
Конец... нет, не света, а Словении!

IMG_3109 (124K)
Сторожевая башня у конца Словении

IMG_3110 (126K)
Набережная Пирана

IMG_3125 (175K)
Уже почти лето...

IMG_3127 (132K)
Макет Пирана

IMG_3155 (101K)
Изола

IMG_3226 (89K)
Въезд в Триест (уже Италия!)

IMG_3236 (119K)
Набережная в Триесте

IMG_3244 (91K)
Одна из площадей Триеста (снято из движущейся машины)

IMG_3253 (120K)
Антик

IMG_3260 (94K)
Улица Триеста

IMG_3269 (109K)
Трамвай в Триесте - ещё со времён Австро-Венгрии!

Горы

IMG_3495 (96K)
Горы

IMG_3501 (101K)
Дорога в облака

IMG_3508 (91K)
Облака

IMG_3512 (111K)
Перевал

IMG_3513 (90K)
В суету городов...

IMG_3515 (139K)
Родник

IMG_3519 (189K)
Русская часовня

IMG_3524 (197K)
Могила неизвестного солдата

IMG_3531 (107K)
Озеро в долине

IMG_3534 (121K)
Мы с козлом (я - сверху)

IMG_3544 (154K)
Водопад

IMG_3589 (48K)
Бохиньское озеро

IMG_3591 (125K)
Мост и церковь у озера Бохинь

IMG_7269 (30K)
Бохиньское озеро с километровой высоты

IMG_7278 (109K)
Бохинь - молочнокислый рай!

IMG_7272 (85K)
Vogel - горнолыжные трассы

IMG_7275 (54K)
Vogel - пасторальный пейзаж

IMG_7297 (98K)
Vogel - пастораль и козы

IMG_7294 (136K)
Vogel: неведома зверюшка

IMG_3597 (70K)
Бледский Град

IMG_3602 (124K)
Плыла-качалась лодочка...

IMG_3611 (164K)
Бледское народное жЫвотное

IMG_3614 (135K)
Карта Бледа

IMG_3620 (91K)
А белый лебедь на пруду...

IMG_3622 (60K)
Озеро в лучах заката

IMG_7323 (103K)
Вход в Постойнскую яму

IMG_7329 (47K)
Самый красивый сталагмит

IMG_7330 (114K)
Старая мельница в Постойне

Пейзажи

IMG_3443 (109K)
Любляна с самолёта

IMG_2972 (78K)
Горы

IMG_2973 (69K)
И горы

IMG_2986 (64K)
Гора Нанос

IMG_2987 (60K)
И снова горы

IMG_3375 (45K)
И опять горы...

IMG_3376 (60K)

IMG_3454 (73K)
Горы - вид сверху

IMG_3408 (74K)
У, шайтан!

Приколы нашего городка

IMG_2901 (87K)
Вас технично обворуют!

IMG_3033 (85K)
Опозорило!

IMG_3317 (77K)
Работа - не волк!

IMG_3388 (93K)
Челябинское Словенское масло настолько суровое...

ara (109K)
Армянские ботинки

vozilo (162K)
Подкуп водил

vw (571K)
Господарское возило

lepota (80K)
Лепота!

siska (109K)
Услуги... догадайся сам!

meritve_hitrosti (71K)
Хитрометр

IMG_3487 (125K)
Не самая лучшая гостиница

IMG_3486 (69K)
Кошка сдохла, хвост облез...

flies (63K)
Люблянские мухи настолько наглы...

ganjubas (192K)
Не Амстердам, но всё же...

IMG_7191 (118K)
Собачий туалет в парке Тиволи

IMG_7200 (87K)
Позорно худой пёс


Версия 3 от 14 июля 2013 года