Полтора дня в Баварии

Между майскими праздниками мы с начальником и помощницей по срочной производственной необходимости - переговоры с Сименсом - посетили Баварию. Пятого мая днём мы прилетели, седьмого рано утром уже улетели, так что по сути были в Баварии всего полтора дня, из которых весь понедельник провели на переговорах. Но и за оставшееся время успели кое-что посмотреть.

"Мозг" компании Сименс находится в баварском городе Эрланген, между Нюрнбергом и Бамбергом. Ближайший аэропорт - в Нюрнберге, но прямых рейсов из России туда нет. Возможно, из-за праздников билеты были очень дорогими, и пришлось брать билет от Москвы до Франкфурта-на-Майне. Вообще-то во Франкфурт есть прямой рейс из Самары, но отдать 70 тыс. за один билет - весьма накладно даже для конторы. И мы полетели Самара - Москва - Франкфурт и обратно за 26 тыс.

Итак, в пасхальную ночь, полвторого, мы выехали в самарский аэропорт Курумоч. Трасса М5, особенно участок Сызрань - Тольятти, заслуживает отдельного рассказа, но самоцензура не позволяет мне его поведать - слишком много матерных слов пришлось бы использовать. Тем не менее мы благополучно добрались до аэропорта (а в прошлый раз умудрились пробить колесо на Крузаке!) и сонные вылетели в Шереметьево ровно в шесть утра. Интересный факт: когда летишь с пересадкой одной авиакомпанией, багаж "туда" почему-то всегда оформляется до места, а вот "обратно" - только до точки пересадки (обычно - Москвы). В семь утра самолёт пошёл на посадку, вошёл в плотные тучи... и мы испытали немало неприятных минут: в сплошной пелене сверкали молнии, и самолёт, кажется, заходил на второй круг. Мы вышли из низких туч прямо перед полосой, и я впервые искренне аплодировал мастерству пилота. Потом была пересадка, 3 часа полёта - и вот мы над франкфуртским аэропортом, на 20 минут раньше времени прилёта. Я было обрадовался, но, как оказалось, рано...

Я читал, что он является третьим по величине в Европе, но не представлял, насколько он велик. Над самим зданием аэропорта мы прошли метрах в ста, и я уже подумал, что мы идём на второй круг, несмотря на солнечную погоду. Но нет: борт явно шёл на посадку. Но куда?! Оказалось, что полоса уходит далеко, до самого леса. Приземлившись, мы минут 20 ехали по рулёжной дорожке до аэровокзала. Да, это не Шереметьево!

Нас не поставили к "рукаву". Подали трап, и... WTF?! прямо возле трапа встали 2 полицая и стали проверять паспорта!!! Я с таким ещё не сталкивался! На это требовалось время, а поскольку мы сидели в хвосте, то ещё минут 20 потеряли. Начальник (в костюме и галстуке) сделал морду кирпичом и без проблем прошёл, едва показав паспорт. Наши с Настей паспорта молодой полицай просмотрел, задал пару вопросов ("Куда? Зачем?"), на которые я с готовностью ответил по-немецки; он сказал "Ja! Ja!" - и пропустил нас в автобус. Когда все сели, мы подъехали к аэровокзалу и побежали на паспортный контроль. Бежать пришлось достаточно далеко. На контроле уже была очередь из русских. Простояв четверть часа, мы втроём подошли к окошку... и надолго застряли!

Скажу сразу, что полицай вынул из нас весь мосх, невзирая на наличие обратного билета и деловой характер поездки. Ему не понравились наши визы: словенская у меня и чешская у шефа. Хотя обе они - деловые шенгенские и непросроченные. Он их и так рассматривал, и этак, разве что на зуб не пробовал. "А почему вы в этом году не были в Чехии и Словении?" Да твоё какое дело - не было производственной необходимости, вот и не были! Только когда я, исчерпав весь свой запас немецких слов (исключая "Scheisse!"), перешёл на английский и прямо спросил его: "Разве эти визы недействительны?" - он вздохнул и поставил-таки заветный штамп. Короче, ещё минут 20 потеряли на пререканиях. Дурдом на выезде! И если бы это спасало от нелегальных иммигрантов... но об этом позже.

Потеряв час времени, мы получили багаж и стали искать водителя, любезно присланного Сименсом. Долго искать не пришлось - как и положено добропорядочному немцу, он терпеливо ждал под вывеской "Meeting point". От имени коллег я извинился, высказав по-немецки всё, что думаю об их паспортном контроле (включая "Scheisse!"), намекнул ему, что у русских сегодня Пасха, и в ответ получил поздравления (по яйцу от него мы не получили). Все сели в машину (кстати, бесплатная стоянка в аэропорту Франкфурта - всего 10 минут, а не 15, как у нас) и поехали в Эрланген.

Автобан

Из ранней московской весны мы попали в раннее немецкое лето. Листья давно распустились, вишни цвели буйным цветом, поля зеленели, тепло: +18 градусов и солнце - красота! Баварская природа не сильно отличалась от самарской, и могло бы сложиться впечатление, что мы в России, если бы не ДОРОГА. Я впервые проехался по хвалёному немецкому автобану, пусть и в качестве пассажира. До этого мне доводилось ездить пассажиром по неплохим австрийским, словенским и чешским дорогам и за рулём по плохим (по европейским меркам!) черногорским. Но автобан - это нечто! Машина едет быстро и плавно, асфальт ровный и без заплат. Глядя в окно на пейзажи, я не замечал скорости. Посмотрев на спидометр, я обалдел: 180 км/ч, а скорость не ощущается! И при этом нас обгонял мотоциклист, который шнырял между рядами со скоростью не менее 200 км/ч. Самоубийца!

Я спросил у водителя, есть ли ограничения по скорости. Он ответил - нет, разве что ели плохая погода и ремонт. И вправду, впереди появились знаки "Мужик с лопатой" и ограничение скорости... вы не поверите - 120 км/ч! Мне показалось, что мы остановились. При этом водитель ещё извинялся - мол, дорога нынче плохая, везде ремонт, вона даже знак "Неровная дорога". Мы, правда, так и не почувствовали эту неровность, но скорость водитель сбавил - до ста сорока.

Дело было в воскресенье, на дороге не было ни одной фуры - все они стояли стройными рядами на оборудованных стоянках вдоль дороги. "Выходной, по воскресеньям им не положено ездить!" Так что ни фуры, ни пробки не мешали нам наслаждаться видами: поросшие лесом холмы, лесопосадки, поля, редкие виноградники, немецкие деревеньки под черепичными крышами, редкие ветряки (в Австрии их намного больше), кругом чистота и порядок - Неметчина!

Впрочем, пробки бывают и на автобанах. Утром во вторник, по дороге назад, мы попали в пробку перед аэропортом. Да и фур было предостаточно: в основном, конечно, местные, но очень много с чешскими, венгерскими, словенскими номерами. Дураков тоже хватает: наш Мерседес, шедший в крайнем левом ряду с приличной скоростью, подрезал из правого ряда некий молодой небритый немец в наушниках на Фиате Добло. Полный Доблоёб, я бы сказал. При этом он ещё что-то говорил по-немецки в наш адрес, и артикуляция одного слова сильно напоминала то ли "Schweine!", то ли ещё что похуже... Наш пожилой водитель не стал ему хамить в ответ, а излил душу нам. Я понял и без перевода: "Вот, мол, сзади места вагон, а этот нехороший человек вперёд лезет!" Ну и ещё мы видели пару-тройку подобных "асов". Видел и в хлам тонированную белую бэху, где за рулём с трудом просматривался силуэт горбоносого темноволосого небритого туркогерманца. Короче, и там кадров на дорогах хватает, но их в разы меньше.

Так, с ветерком и без пробок, мы домчались до Эрлангена за 2 часа. А это почти 240 км - так и представляю себе дорогу от Сызрани до Пензы за 2 часа!

Эрланген

Эрланген - небольшой город (100 тыс. населения), по сути - пригород Нюрнберга. На первый взгляд - типичный немецкий городок, как он представляется по книгам и фильмам. Дома с черепичными крышами, некоторые оштукатуренные и окрашенные в разные цвета, а некоторые - с перекрещивающимися балками на фасаде, что не оставляет никаких сомнений: вы в сердце Германии! Улицы идеально чистые, кусты и деревья аккуратно подстрижены, везде тишь да благодать. Мы остановились в небольшой уютной гостинице "Арт-отель" с чудным двориком и фонтаном, в котором плавали рыбки, а рядом стояла железная цапля. Номера небольшие и аккуратные, окна выходили во двор частного дома - там тоже чистота и порядок. Даже скучно... Под утро меня будило пение соловьёв за приоткрытым окном. Короче, деревня.

Гостиница, кстати, не очень понравилась. Во-первых, не очень дёшево - 76 евро в день плюс завтрак 9 евро (его нам оплатить бухгалтерия отказалась, т.к. он был в счёте отдельной строкой). Во-вторых, завтрак был более чем убогим, особенно если прийти к его концу: вроде бы "шведский стол", а есть нечего. Никакого сравнения даже с люблянским "М-Отелем", не говоря уж про пермский "Урал"! Если честно, он не стоил потраченных денег. В-третьих, при такой немецкой с виду гостинице был ресторан ИТАЛЬЯНСКОЙ кухни с пиццей и лазаньей! Поэтому мы не стали там ужинать - какой смысл в Германии есть пиццу? Вдобавок интернет работал весьма своеобразно: уровень сигнала был устойчивым по всей гостинице, но соединялся компьютер с сетью только во дворике! Начальнику также не понравился полный запрет на курение в номерах, приходилось выходить во дворик. Хорошо ещё дождя не было - столики во дворике стоят прямо под открытым небом. В общем, я бы не стал советовать Арт-отель гостям Эрлангена, несмотря на его видимый уют.

Сразу скажу, что по Эрлангену вдоволь побродить не удалось - в воскресенье мы решили повидать Нюрнберг, и лишь вечером в понедельник у нас выдался свободный час на разграбление города. Мы лишь успели пройти мимо двух старых кладбищ, осмотреть пару центральных площадей с собором и ратушей, вокзал, прогуляться по нескольким улочкам да купить подарки родным. И едва успели на "культурную программу" - неофициальное обсуждение недорешённых вопросов в ресторане. Некоторые многоквартирные дома в новой части города выглядели немного "по-советски", несмотря на черепичные крыши и пластиковые окна. Я спросил таксиста, не входил ли Эрланген в ГДР; оказалось, что нет: всегда был в ФРГ. Конечно, на "хрущобы" они не похожи: балконы с цветами, и на многих сидят пластмассовые вороны в натуральную величину.

Возле вокзала на остановке тусовалась кучка довольно агрессивных молодых людей, и наши коллеги просили нас быстрее проходить мимо них - мол, во избежание. Ха, испугали ежа голой жопой: после нашей гопоты этот молодняк - просто клоуны! Говорят, что в Эрлангене 15% иностранцев; нам же показалось, что наоборот - там 15% немцев. На улицах нам попадались в основном... как бы выразиться политкорректно... афронемцы, арабонемцы, турконемцы, индонемцы, цыганонемцы и китаекитайцы. Причём они явно преобладали в городе. В аэропорту, магазинах, кафе большинство обслуживающего персонала - иммигранты. У нас - таджики, у них - пакистанцы. Глобализация... Коллеги специально привели нас в ресторан, где работала официантка из Белоруссии, уже давно живущая в Германии - чтобы нам легче было определиться с меню. Там, кстати, мы отведали замечательные бифштексы средней прожарки из агрентинской говядины, запивая пивом и неплохим рейнским сухим вином.

В Эрлангене велосипед - основное средство передвижения. Везде велодорожки, по которым резво катят бюргеры - только успевай уворачиваться! На светофорах вместе с пешеходом изображён и велосипед. Кругом стоят велосипеды, иногда лишь символически привязанные. Возле вокзала есть стоянка с таким огромным количеством двухколёсных друзей, что диву даёшься! Автомобилей относительно немного, пробок нет. Прямо в центре есть большая ТЭЦ с высокой трубой - ориентир! Про ж/д станцию я уже сказал. Есть ещё несколько торговых центров, множество магазинчиков и кафе.

Несколько слов хочу сказать про Сименс. В Эрлангене у него огромный инжиниринговый центр - "мозг" концерна. Многоэтажные корпуса утопают в зелени. Наши переговоры проходили на 12 этаже корпуса №81. Сименс - градообразующее предприятие Эрлангена, бОльшая часть населения города трудится там. А ещё - люди со всей Европы, из Азии и Америки. Там есть неплохая столовая со "шведским столом" - кормят на убой! Ну а в целом Эрланген - провинциальный город. Смотреть там особо нечего.

Нюрнберг

Что делать вечером в воскресенье? Пить шнапс, запивая пивом? Ну уж нет! Впервые в Германии - и пьянствовать? А осматривать в Эрлангене, как вы уже поняли, особо нечего. И мы решили поехать куда-нибудь. Ближайшие крупные города - Нюрнберг и Бамберг. Про последний я никогда не слышал, хотя везший нас водитель советовал поехать именно туда. В итоге, посовещавшись, мы выбрали Нюрнберг. Пришли на вокзал (7 минут неспешной ходьбы от гостиницы), купили в автомате билеты (4 евро), сели в ближайшую электричку (они ходят каждые 10-15 минут) и уже через 20 минут были на центральном вокзале Нюрнберга. В вагоне был полный интернационал: девушки в хиджабах, подросток-негр, семья то ли цыган, то ли индусов - и все они ехали в Нюрнберг. Кстати, эту семью я неоднократно потом встречал: они, оказывается, тоже приехали на экскурсию.

Прямо на вокзале мы перекусили неплохой шаур... пардон, дёнер-кебабом, который продавали курды, очень даже неплохо говорившие по-русски. Потом купили карту и путеводитель по Нюрнбергу на русском языке (3,5+5 евро), вышли из вокзала - и вот он, Altstadt - Старый город, прямо на привокзальной площади!

Мы прошли за крепостные стены и оказались в старой Германии. Даже многочисленные новые дома и рекламные вывески не портили впечатления от брусчатки и средневековых построек. Было очень красиво! Впрочем, фотографии помогут лучше рассказа - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы прогулялись до старого моста через реку Пегниц, с которого открывался прекрасный вид. По реке бойко плавали утки. На мосту стояли толпы туристов. Пофотографировавшись на фоне реки, мы пошли дальше, до площади. Зашли в собор, осмотрели памятник-фонтан, зашли в сувенирные лавки и основательно затарились сувенирами. Цены на них довольно приемлемы, но зачастую отличаются от точки к точке. Одну и ту же открытку с видами Германии можно купить и за 20, и за 60 центов - так что не спешите покупать в первом же ларьке! Продавцы хорошо говорят по-английски, а некоторые - и по-русски. Русских туристов в Нюрнберге мы встретили предостаточно. Многие приехали семьями, с детьми. Видно, данное направление достаточно популярно у наших людей. Ну и, конечно же, всюду снуют вездесущие японцы - типичные организованные группы пенсионеров, фотографирующихся у каждого столба.

Дорога пошла в гору, и вот мы дошли до Бурга - старой крепости, сердца Нюрнберга. У входа, под развесистым деревом, прямо на газоне отдыхала молодёжь. Мы не рискнули, хотя устали порядочно. Вошли в крепость (простоватые немцы не додумались брать плату за вход - это вам не Кремль!) побродили по её зелёным дворикам, поднялись на стены, откуда открывался потрясающий вид на старый полумиллионный город - море черепичных крыш! Вдоволь налюбовавшись, мы спустились вниз другой дорогой.

Прямо у крепости мы увидели интересное зрелище: множество народу сидело прямо на покатом, покрытом брусчаткой склоне - прямо на брусчатке! - и все пили пиво. А что мы, рыжие что ли? - решили мы и тоже выпили по кружечке разливного пивка (3 евро + 2 евро залога за кружку). Пиво, хоть оно и настоящее баварское, мне не очень понравилось - чешское лучше. Но хотя бы немного отдохнули и утолили жажду, и пошли бродить дальше. Прошли по площади с памятником Альбрехту Дюреру, уроженцу Нюрнберга. Побродили по улочкам, уже остывающим после жаркого майского дня. Полюбовались бесплатным зрелищем: полицаи на патрульной машине "разбирались" с несколькими панками. Послушали уличных музыкантов, играющих немецкие песенки на гитаре и скрипке. Короче, побродили на славу!

В конце концов мы решили, что уже достаточно проголодались. Ещё по дороге "туда" я заприметил заведеньице с манящей вывеской "Bratwuerst", т.е. "жареные колбаски". Быть в Баварии и питаться хотдогами? Нет уж, увольте! И мы решились: сели за столики, стоящие прямо на улице. Официантка, считающая, что говорит по-русски, приняла заказ, и мы с удовольствием отведали этого знаменитого блюда, запивая его холодным пивом. Удовольствие обошлось по 10 евро с носа.

Солнце уже заходило, становилось прохладно. Пора домой! Купили билеты, сели в поезд - до свидания, Нюрнберг! Приятно было с тобой познакомиться!

Домой!

Наш самолёт вылетал из Франкфурта-на-Майне в 11 часов, поэтому уже в семь утра мы выехали из Эрлангена. На дорогах было много фур - вторник! Перед поворотом на аэропорт мы попали в небольшую пробку и изрядно поволновались. Но напрасны были переживания - мы успели вовремя, регистрация ещё даже не началась. Большое спасибо нашему водителю!

В огромном аэропорту мы нашли свою стойку с километровой очередью, самостоятельно зарегистрировались через терминал самообслуживания, и не без скандала (со своими соотечественниками из огромной очереди, обзывавшими меня всякими нехорошими словами особенно отличился некий дед кавказской наружности, который никуда не летел) сдали багаж пожилому пакистанцу (индусу?), почти не говорившему по-немецки. Потом прошли паспортный контроль, на котором полицай окончательно добил меня вопросом: "WARUM Sie sprechen Deutsch?" Да, дурдом в немецком аэропорту тот ещё...

Времени до отлёта было предостаточно. Мы побродили по большому дьютику, докупая подарки (в городе у нас совсем не было времени на магазины). Цены в дьютике достаточно высокие, ассортимент - богатый, включая местные немецкие вина (достаточно дорогие). Настя мечтала купить Eiswein, но увидев цену за бутылку в 200 евро, почему-то передумала. Я хотел взять домой немецкого пива, но его в дьютике не продавали! В итоге довольствовался разными швейцарскими шоколадными наборами: Тоблер и Линдт (ох и дорогой он!) А ещё купил любимой жене - вы только не смейтесь! - немецких колбасок в банке, тем самым пробудив в ней воспоминания о детстве, проведённом в военном городке ЗГВ в ГДР. В дьютике мы встретили актёра Дмитрия Назарова, я у него взял для супруги автограф.

Но вот объявили посадку. Мы сели в самолёт, заполненный почти под завязку, и полетели домой. Auf wiedersehen, Deutschland!

PS: прилетев через Москву в Самару, мы сели в служебную "Калину" и поехали по русскому автобану М5, с тоской вспоминая немецкие дороги и автомобили...


Ну и немного фотографий:

Эрланген

IMG_7006.jpg

IMG_6798.jpg

IMG_6799.jpg

IMG_6802.jpg

IMG_6814.jpg

IMG_6827.jpg

IMG_6836.jpg

IMG_6982.jpg

IMG_6984.jpg

IMG_6990.jpg

IMG_6993.jpg

IMG_6996.jpg

IMG_7000.jpg


Нюрнберг

IMG_6838.jpg

IMG_6844.jpg

IMG_6845.jpg

IMG_6847.jpg

IMG_6848.jpg

IMG_6850.jpg

IMG_6854.jpg

IMG_6858.jpg

IMG_6859.jpg

IMG_6868.jpg

IMG_6873.jpg

IMG_6875.jpg

IMG_6877.jpg

IMG_6880.jpg

IMG_6882.jpg

IMG_6888.jpg

IMG_6889.jpg

IMG_6892.jpg

IMG_6895.jpg

IMG_6896.jpg

IMG_6897.jpg

IMG_6901.jpg

IMG_6902.jpg

IMG_6905.jpg

IMG_6916.jpg

IMG_6918.jpg

IMG_6933.jpg

IMG_6942.jpg

IMG_6945.jpg

IMG_6947.jpg

IMG_6954.jpg

IMG_6956.jpg

IMG_6963.jpg

IMG_6968.jpg

IMG_6969.jpg

IMG_6973.jpg

IMG_6980.jpg