Фестиваль в Мастрюках - 2011

Здравствуйте!

Меня зовут Михай, я из Румынии. Мне пятый десяток, я работаю в крупной международной компании и сейчас нахожусь в командировке в России, большей частью - в Тольятти. Я люблю музыку - рок, джаз, фолк - и у себя в Румынии посещаю разные фестивали. Мои тольяттинские коллеги часто рассказывали мне о замечательном фестивале, проводимом около их города в первые выходные июля. Они называют его "Грушей" или "Грушинским". По их словам, на этом фестивале можно услышать много разной интересной музыки - от фолка и рока до жанра, который они называют "бардовской песней". Кроме того, этот фестиваль совершенно бесплатный, в отличие от наших. И, несмотря на своё незнание русского языка, я всё же поддался на уговоры. Мой коллега Алексей снабдил меня всем необходимым - палаткой, рюкзаком, спальником - и я был готов поехать с ним на этот загадочный фестиваль. К сожалению, Алексей не смог составить мне компанию, но сопроводить меня вызвался другой коллега, тоже Алексей. Он даже дал мне ознакомиться с образцами музыки, которая меня там ждёт. И именно ему я и поведал свои мысли и чувства, которые и легли в основу этого очерка.

Прежде всего мои коллеги поведали мне, что фестиваль этот, когда-то бывший настолько крупным, что на него съезжалось до 200 тысяч гостей, лет 5 назад разделился надвое, и теперь он проводится в двух местах одновременно. После долгих споров между собою Алексеи предложили мне поехать на "традиционное" место Грушинского фестиваля - они называют его Мастрюковские озёра. При этом они сослались как на личные впечатления от обоих фестивалей, так и на мои музыкальные пристрастия. И в пятницу вечером прямо с работы мы поехали на Жигморе (так называют вокзал). Я хотел ехать на такси, но мой добровольный проводник и переводчик - буду звать его просто "гидом" - настоял на электричке: мол, без этого я не смогу в полной мере ощутить весь антураж, сопровождающий фестиваль, начиная от штурма переполненной электрички и заканчивая спуском по крутой лестнице на фестивальную поляну.

На вокзале, попивая квас (гид купил разливного, и он сильно отличается в лучшую сторону от того бутылочного, которым меня угощали раньше), мы дождались электрички. Странно, но подошедший состав никто не брал штурмом - всего поезда ожидало с полсотни людей с рюкзаками и палатками. Во втором вагоне мы вообще ехали вдвоём. Я понял, что русские любят преувеличивать, и уже скептически относился ко всему, что мне рассказали про "Грушу". Но когда мы сошли с поезда и подошли к спуску, я понял: мне даже кое-что преуменьшили в рассказах. Панорама сверху открывалась впечатляющая: огромная поляна посреди леса, там и тут стояли палатки, шатры, домики, из леса поднимались дымки, а вдали открывалась водная гладь, обрамлённая горами (Волга и Жигули, как мне сказали). Кстати, и из окна поезда виды были тоже замечательными. Вдоволь налюбовавшись пейзажем, мы стали спускаться. Такого затяжного и крутого спуска я не ожидал! Гид подбадривал меня тем, что лет 10 назад никакой лестницы не было и в помине, и спускаться приходилось прямо по песку. Я старался не думать о возвращении назад...

У спуска с горы гид сразу же встретил своего знакомого - музыканта Володю Игошкина, как он пояснил. Вообще, у меня сложилось впечатление, что все друг с другом знакомы. Люди приветствовали друг друга, обнимались, беседовали. Гид то и дело здоровался со встречными - музыкантами или друзьями, как он пояснил - или же здоровались с ним. Кстати, я тоже встретил знакомого из одной тольяттинской фирмы, с которой мы сотрудничаем... Так мы и дошли до лагеря, который был расположен на тенистой полянке возле сцены с непроизносимым названием "Междуречье". Место было красивое, тихое, уютное. Немного, правда, пахло от туалета, зато он был рядом (хотя, конечно, внутри было грязновато). В лагере меня приняли как закадычного друга, сразу назвали Мишей и наперебой, вспоминая все известные иностранные слова, стали угощать меня нехитрой походной едой - супом из тушёнки. Мы выпили за знакомство - русские, кстати, не настаивали, когда я отказывался пить - поели вкусного супчика (голод и природа - лучшие повара!), быстро поставили палатки и пошли знакомиться с фестивалем.

По пути я задержался возле ближайшей к лагерю сцены. Там группа девушек с удивительными голосами пела какие-то фольклорные вещи. Мне пояснили, что это группа "Тылобурдо" и они поют в том числе народные песни одного российского народа, по происхождению и языку близкого к венграм. Я и потом не раз с большим удовольствием слушал эту группу на разных сценах, и даже купил несколько их дисков. Девушки замечательно поют как с сопровождением, так и без него. Но уже начинало темнеть, и мои новые друзья спешили показать мне фестивальную поляну. Мы прошли мимо сцены бардов, затем мимо сцены "Зазеркалье", которая уютно расположилась в лесу. Мне сказали, что на ней обычно происходят камерные концерты как известных, так и молодых исполнителей. Затем мимо пустого каркаса сцены, возле которого высилась груда мусора, мы вышли в торговый ряд, где продавались разные сувениры и продукты, играли музыканты и рисовали художники - на бумаге и прямо на теле. А потом мы и вовсе попали на огромный рынок с массой кафе и торговых точек. Там мой гид угостил меня другим разливным квасом. Он был мутным, гораздо крепче прежнего и явно содержал алкоголь. Я сказал, что в Румынии такой напиток известен и называется "braga", и почему-то вызвал долгий смех моих русских друзей...

После торговой поляны мы прошли через весь большой фестиваль: мимо "главной" сцены, где уже выступал какой-то известный бард, доктор с Кавказа, в сопровождении ансамбля, в котором парень прекрасно играл на мандолине. Затем прошли маленькую сцену в лесу под названием "Азия+". Всюду стояли палатки, люди сидели у костров и пели либо общались. Многие лагеря были огорожены и украшены какими-нибудь опознавательными знаками - флагами, плакатами, табличками. Меня поразило такое количество народу. Однако гид скептически отнёсся к этому и всё говорил, что его смущает такое малое количество народу на Грушинском. Хотя я мало представляю бОльшее количество на таком ограниченном пространстве... Была ещё сцена "Победа", где исполняли в основном военные песни. В том числе и обитатели нашего лагеря - например, Зиннур Миналиев (да, вот таки имена у этих русских!) Но народу возле этой сцены было всегда очень мало...

Уже темнело, когда мы подошли к сцене под названием "Остров". В это время там выступал ансамбль: девушка хрупкая играла на колёсной лире, парень в бандане играл на волынке, а седой мужчина - на клавишах. Мне пояснили, что седой - это организатор фестиваля "Этносфера" Сергей Филатов, а на волынке играет знаменитый Сергей Клевенский. Этот Сергей мне очень понравился: он играл со многими музыкантами и, кажется, мог извлечь звук из любого предмета, имеющего отверстие, в которое можно дунуть. Затем девушка - Таисья Краснопевцева (ну и имена у этих русских!) - под дудочку спела какой-то явно народный напев, похоже, очень древний (мой гид признался. что не понял ни слова). Затем они играли и пели весёлые плясовые, похожие на наш румынский Жок. Мне понравилось. А после них на сцену вышел седой человек с гитарой - Александр Виницкий. Мой гид его не знал, но уже с первых аккордов я понял - это настоящий metier, как говорят французы, то есть мастер, учитель. Он играл на одной акустической гитаре, безо всяких электронных устройств, но явно звучали две гитары! Поистине, этот гитарист не хуже Чета Эткинса! На следующий вечер на этой же сцене он давал свой мастер-класс, который я также с удовольствием посетил.

После Виницкого на сцену вышел некий, как мне сказали, семейный ансамбль - отец и два сына, Смирновы. К ним присоединился Клевенский, и они заиграли. Я был в восторге - такая поистине испанская энергия шла от них! Музыка напоминала фламенко, но с какими-то своеобразными особенностями. Мне очень понравилось! Затем трое музыкантов - как мне сказали, из известной группы Станция Мир - сыграли довольно жёсткий фьюжн. Я не очень большой любитель этого стиля, но мне понравился их профессионализм. Потом появился бородатый и слегка сутулый парень с губной гармошкой, и поляна перед сценой взревела от восторга. Как мне пояснили, это Вовка Кожекин, один из организаторов этой сцены. Они сыграли несколько вещей в стиле фанк, и "зал" с восторгом им подпевал. А затем на сцену вышли ещё музыканты (среди них мой почти что земляк Марио Калдарару), и с ними тоже слегка сутулый гитарист - Андрей Козловский, другой организатор сцены. Как мне пояснили (всё, не буду больше повторять эту избитую фразу - пора учить русский!), этот человек уникален: он в одном лице и бард, и блюзмен. А кучу народу с разнообразными музыкальными инструментами на сцене гид назвал "Квадратным шаром". Если честно, мне не очень понравилось - музыканты не умещались на небольшой сцене, их было слишком много. Но народ с восторгом их принял и охотно подпевал - похоже, эти песни знают все. Правда, гид сказал, что "в одну гитару" Козловский слушается гораздо лучше...

Было уже под утро, я устал и замёрз (несмотря на заветную фляжку, к которой мы периодически прикладывались), и когда на сцену под восторженный рёв зрителей вышел бородатый певец Псой Короленко и начал читать рэп, я решил вернуться в лагерь. Мой гид любезно проводил меня - хорошо, что мне посоветовали купить фонарик! - а сам вернулся дослушивать. Я посидел немного под уютным тентом и послушал пение моих новых русских друзей под гитару. Пусть я не понимал слов, но мне передавалось ощущение от их песен. Умиротворённый, я залез в палатку и заснул под перебор аккордов и негромкое пение.

Я спал как убитый до позднего утра. Проснувшись, я обнаружил, что большинство русских либо уже встали, либо ещё не ложились. За столом сменялись люди: одни ужинали, другие завтракали. Я решил позавтракать в кафе на рынке, и мы с двумя товарищами пошли туда. Мы съели вкусный shashlik за смешные деньги (тем более что эти русские заставили меня краснеть, заплатив за меня и категорически отказавшись от предложенных денег!) и запили это холодным пивом, что было просто замечательно на такой жаре. Понравилась мне и shaurma из курицы, которую я пробовал позже. А вот plov я уже пробовал раньше, и есть его в этот раз не стал - он и тогда показался мне слишком жирным... Тут же, на рынке, я встретил своего коллегу Алексея - он смог приехать только в субботу. Он показал мне дорогу на пляж, где я с наслаждением искупался. Всё-таки Волга - красивая река, хотя вода была не слишком тёплой. Когда я вернулся в лагерь, мой гид рассказал мне о небольшом флэш-мобе, который я пропустил: около сотни людей с гитарами собрались у главной сцены и все вместе исполнили песню очень известного автора Владимира Высоцкого. Он говорит, это было впечатляюще.

Но вот спала жара, наступил вечер, и мы опять пошли на концерт. Гид сказал, что в этот вечер на гитаре, плавающей на воде озера (я про неё не говорил?) будет основной концерт фестиваля, но мне идти не советовали: тяжело с непривычки высидеть несколько часов на неровном склоне, да и все песни будут "бардовскими" и по-русски... На время концерта все остальные сцены будут закрыты - кроме Острова. Туда мы и пошли. Прошли мы мимо "Горы", на которой рассаживались люди - их было примерно тысяча-полторы. Гид сказал, что "в хорошие времена" гора была заполнена до самого верха... Над поляной висел смог - как говорят, от множества костров. На Острове был тихий звук - работали лишь мониторы. На краю сцены сидел, свесив ноги, Кожекин, а на сцене были его музыканты. Называлось это "Академией блюза". Кожекин в популярной форме рассказывал собравшимся историю блюза, иллюстрировав свой рассказ многочисленными примерами в собственном исполнении, под аккомпанемент своих же музыкантов. А потом мастер-класс проводил Александр Виницкий, и это тоже было здорово. Потом снова выступали Станция Мир, Козловский с большим количеством музыкантов, Тылобурдо и другие исполнители - всех уже и не помню. Запомнились ещё молодой джазовый гитарист Александр Родовский и парень с губной гармошкой - Борис Плотников. Они неплохо поиграли вместе. Мне сказали, что днём я пропустил небольшой сольный концерт Плотникова на ближайшей к нам сцене, где он с помощью электронных устройств в одиночку исполнял разные красивые вещи, вплоть до легендарной джазовой "Take Five". Недаром у него целый пояс с гармошками всех тональностей, и даже одна хроматическая!

Притомившись, я оставил своего гида с его друзьями и пошёл в лагерь. По дороге я прошёл мимо Горы - на ней народу было уже побольше, и вся она светилась фонариками. В лагере люди сидели у лампы под навесом и душевно пели под гитару. Я не понимал слов, но общее впечатление эти песни создавали весьма положительное - очень они были душевными. Посидев немного и послушав, я пошёл спать...

Кстати, в нашем лагере много пели под гитару и днём. И сами обитатели (говорят, среди них были весьма известные барды - но я их не знаю), и их многочисленные гости. Кое-что мне переводили, но и без перевода было ясно - эти песни все знают и любят. Кстати, в этом лагере есть традиция: один обитатель по имени Андрей снимает всё подряд, а потом печатает самые интересные снимки с прошлого фестиваля и развешивает их по лагерю. Все смотрят, отыскивая себя и знакомых. А в воскресенье их разбирают - кому какой понравился. И в окрестных лагерях тоже очень много пели. Искренне, от души... Я тоже не удержался, взял гитару и спел румынскую песню о черноглазой цыганке - и русские мне подпевали, правда, по-русски. Выходит, у нас и песни похожие...

В воскресенье я спал долго - сказалась усталость. Проснувшись уже ближе к обеду, я стал готовиться к отъезду - наутро мне нужно было на работу. Многие из лагеря тоже уже уехали или собирались уезжать. Выпив чайку, мы собрали палаткуи вещи. Я попросил проводить меня на Волгу другой дорогой, что мои друзья с удовольствием сделали. Купаться я не стал, но вдоволь полюбовался прекрасным видом на Жигулёвские горы. На обратном пути я купил несколько дисков Тылобурдо, затем с удовольствием послушал их выступление на Междуречье - они пели песни со своего нового "греческого" альбома, причём часть - по-гречески. Ритмы этих песен тоже были с островов Архипелага: мне доводилось там бывать и слушать их музыку. Но выступление закончилось, и пришло печальное время расставания. Я попрощался с обитателями лагеря, и мы пошли на электричку. По дороге я спросил, куда делся Владимир, встречавший нас в лагере в пятницу. Помявшись, мне сообщили, что у него внезапно заболела жена и её на скорой отправили в больницу, и муж уехал с нею. И эти русские мне ничего не сказали - не хотели расстраивать...

Начав подъём, я понял, что переоценил свои силы. Рюкзак тянул назад, а подъёму не было конца... Я пожалел, что не взял такси до Тольятти. Но потом мой гид рассказал, что и с автомобильной поездкой были проблемы - машины буксовали на крутом подъёме, и их приходилось выталкивать на руках... С остановками мы наконец-то добрались до верха, и я бросил прощальный взгляд на фестиваль. И понял, что нисколько не жалею, что приехал сюда! Полученное удовольствие стоило всех тягот и лишений. В конце концов я купил билет, мой гид проводил меня до платформы, где и попрощался со мной и вернулся в лагерь. Ожидая поезда, я опять встретил своего знакомого поставщика из Тольятти - мир всё же тесен! Но вот пришёл поезд, мы спокойно сели в него и через 40 минут были уже в Тольятти. Приехав домой, я с наслаждением принял ванну, постирал пропахшие дымом и потом вещи, и уснул мёртвым сном...

Когда я вернусь в Румынию, мне будет что рассказать и показать своим знакомым. И я надеюсь снова побывать на этом фестивале, когда опять попаду в Россию. Как говорят мои русские друзья - "до будущей Горы!"

PS: этот рассказ навеян впечатлениями и воспоминаниями реального румына, посетившего фестиваль на Мастрюках и жившего в бардовском лагере возле Междуречья. Кто не верит - спросите у Сергея Кирюхина! А я, Алексей BigBoss Зуев, просто придал этому литературный вид... :-)

1 (130K) 2 (190K) 3 (160K)
7 июля 2011 года
Размещено на форуме Грушинского фестиваля, а также с согласия автора выложено на портале НаГруше.ру.

<- к оглавлению <-

Hosted by uCoz