Итак, второй фестиваль "Рок над Волгой" состоялся 12 июня 2010 года! И на этих страницах я бы хотел поделиться своими впечатлениями. Всё нижесказанное - строго личное мнение, без каких-либо претензий на "истину в последней инстанции". Просто - впечатления.
Так вышло, что на первый фестиваль я не попал - в тот день у нас была встреча одноклассников (20 лет - круглая дата!) Но впечатления от людей, побывавших на нём, я слышал в основном тёплые. И когда стал более-менее ясен состав участников второго фестиваля, я всё-таки решил его посетить. Правда, была мысль поехать на "Пустые холмы", но не склеилось...
Как говорят "старожилы", организация второго фестиваля оказалась лучше первого. Например, от Сызрани были организованы аж две прямых электрички до пл. 176 км, а самое главное - прямая электричка обратно после его окончания (спасибо железной дороге, подсуетилась!) И потому, просчитав все варианты, начиная от своей машины и закончив организованным автобусом, мы с компанией решили всё же поехать "по железке". Приехали рано, в 10 часов. Два километра до поля мы дошли довольно быстро, и ещё в запасе оставалось добрых полчаса для того, чтобы осмотреться и пристроить вещи. Кстати, несмотря на описанные на сайте ужасти о тщательном досмотре и недопущении на концерт с едой и напитками, всё оказалось гораздо проще. Да, у входа стояла довольно большая толпа, но мы как-то быстро попали внутрь: милиционер равнодушно скользнул взглядом по нашим вещам и сказал "Проходите!" Возможно, сыграл наш внешний вид: пятеро вполне адекватных, уже (увы!) не сильно молодых людей с ребёнком. Ну а полупьяный "молодняк", естественно, досматривали со всей строгостью. Может, поэтому инцидентов и не было (но об этом чуть позже).
Погода стояла не такая уж жаркая, как в прошлом году: на небе были облака, и приятно обдувал ветерок. На одном конце огромного поля терялась громадная сцена с двумя гигантскими экранами по бокам. Рядом с ней, слева и справа, были две крытых трибуны с сиденьями - ложи для особо важных лиц. Напротив сцены возвышалась конструкция с пультом звукооператора, софитами, дополнительными колонками и гигантским экраном сзади. Чуть подальше симметрично от неё стояли ещё две башни с колонками и экранами. Так что видно и слышно было по всему полю. Дополняли картину две пожарных вышки-подъёмника с видеооператорами на многометровой высоте и множество стационарных телекамер - на вышках и у сцены. Правда, на мой взгляд, трансляция на экраны шла не очень хорошая - не в смысле качества изображения (хотя и с этим случались проблемы), а в смысле композиции: в основном ВСЕГДА показывали солиста, и неважно, пел ли он или слушал виртуозное соло гитариста - всё равно в кадре был лишь он. Только под конец стали показывать и других музыкантов, да и то не всегда. И это несмотря на обилие как стационарных, так и подвижных камер. Да и фильм о концерте, показанный первым каналом 13 июня, не отразил и десятой доли всего прозвучавшего на фестивале. И куда снимали - в пустоту?!?
Но пора отбросить лирику и переходить к самому фестивалю.
Ровно в 11 началось действо. На цену вышли Дмитрий Дюжев и Олег Гаркуша - основные ведущие этого фестиваля. Были ещё и Лена Перова с Константином Хабенским, которые вели вторую половину фестиваля. После "трёпа" ведущих на тему "Россия - великая наша держава, и как здорово, что все мы здесь..." и общего прослушивания фонограммы с гимном на сцене появился "Мордор". Ну что сказать? Пожалуй, нечего (это как в том анекдоте: "Мама! мама! Папа из окна выпал! Так кричал!" "Боже мой! А что он кричал?" "А без мата можно?" "Да." "Ну... тогда он молча падал!") Музыка на уровне "третий класс, вторая четверть", такую обычно играют пятнадцатилетние подростки в своей первой в жизни хэви-метал-группе. И странно слышать её со сцены такого солидного мероприятия, пусть даже и на разогреве. Разве что эпатажный внешний вид может привлечь внимание - первых 5 минут... А длилось "удовольствие" больше получаса.
Потом на сцену вышел "Чайф". Первый раз я их видел и слышал "живьём", как и почти всех участников фестиваля. Приятно было слышать и подпевать их старые хиты - "Никто не услышит", "17 лет", "Оранжевое настроение"... Хорошо ребята покуражились в "Рок-н-роле этой ночью", сыграв припев сначала в стиле "хард рок", потом "панк" (да ещё с присказками типа "Панки - Хой, бляха-муха!"). Но особенно неожиданно в конце было услышать цоевскую "Анархию", которую они сыграли помедленней оригинала, но не менее душевно, да ещё и с "Мордором" на подпевках! (вот тем будет что вспомнить: "А вот когда мы пели Цоя вместе с Шахриным...") :-) Забегая вперёд, хочу сказать, что вообще весь этот фестиваль прошёл под знаком Виктора Цоя, жизнь которого так трагически оборвалась ровно 20 лет назад. Много было и кадров в Цоем, и его песен, а один самарский танцевальный коллектив даже станцевал брейк-данс под "Мы ждём перемен!"
Итак, Чайф отыграл и уехал (как потом выяснилось, играть на Красной площади, как и ряд других участников фестиваля). А на сцену вышел Вячеслав Бутусов с "Ю-Питером". Не скажу, что он принадлежит к моим самым любимым артистам. Но послушать его было приятно. Правда, песни он пел не самые весёлые (пожалуй, "Синоптики" были самой живой композицией). Да и звук: такое ощущение, что звукооператор на первой песни каждого исполнителя отстраивал под него звук. Поэтому первые песни слушать было зачастую просто невозможно ,особенно у таких "голосистых" исполнителей, как Кипелов или Ян Гиллан. А Вячеслав, похоже, ещё и не распелся; да к тому же первой была очень сложная по вокалу "Звёздочка". Иногда складывалось впечатление, что поёт не профессионал, а просто неопытный любитель. Но потом это ощущение прошло: то ли звук отстроили, то ли Бутусов распелся. Из хорошо знакомого прозвучали "Прогулки по воде" и "Круговая порука". А закончил он неожиданно - "Звездой по имени Солнце"! Да ещё и Гаркуша подпевал - он, кстати, многим подпевал и подтанцовывал. Прикольно было! А затем я пробился как можно ближе к сцене, ибо начиналось весьма интересное.
На сцене появился "Аквариум".Безбородый, но небритый БГ сотоварищи сыграли кучу зажигательных вещей в стиле рок-н-рол, блюз, регги, в основном старых: "С утра шёл снег", "Десять стрел", "Береги свой хой" и др. Такое было ощущение, что мы все опять вернулись в восьмидесятые... Время пролетело просто незаметно. Во время их выступления к сцене резко подтянули ударные силы милиции, а сзади подъехала вереница чёрных "членовозов" - верный признак, что большие дядьки почтили честию лично посетить фестиваль. И точно: после "Аквариума" на сцене в сопровождении аж шести телохранителей появились полпред президента и губернатор - в фестивальных банданах вместо галстуков. Впрочем, публика приняла их довольно прохладно - все ждали "Машину времени". И дождались.
"Машина" просто блистала. Опять-таки исполняли в основном хорошо всем знакомые хиты. "Костёр", "Марионетки", "Вагонные споры", "За тех, кто в море". Ну а раз есть Евгений Маргулис, как же обойдётся без "Шанхая" и друга, который лучше всех играет блюз? Подпевали все - и взрослые дядьки, и молодые девчонки в банданах "КиШ" и "Алиса". Действительно, это классика, если её наизусть знают все! Ну а закончили они "Поворотом", где, естественно, солировал неподражаемый Александр Кутиков (отросшими волосами, бородкой и круглыми очками сильно смахивавший на одиозного дьякона Андрея Кураева) ;-)
Было уже четыре часа пополудни, на сцене выступали мало мне интересные "Король и шут", "Пелагея", "Сплин" и "Кипелов". И я решил побродить по фестивалю. Огромное поле, толпы народу и жара не очень-то располагали к прогулкам, но сидеть было скучно... Впечатления: не всё так плохо. Еду продают, и по вполне приемлемым ценам (шашлык от 100 рублей, вода - вообще от 20 за "полтораху" - коммунизьм!) Вот только пЫво по 100 рэ за поллитру брать как-то не позволяло большое зелёное жЫвотное (ЖАБА). Пьяных много, но неадекватных почти нет (и это несмотря на официально объявленных со сцены двухсот тысяч гостей! интересно, как их считали?) Хотя немало тел пронесли на носилках в сторону медпункта: алкоголь и жара несовместимы, и тут уж природу не обманешь. Сувенирка показалась непомерно дорогой: значок стоил 100 рублей, бандана - 200, майка фестиваля - 600, флаг - штуку, а майка с прошлогоднего тура Дип Пурпле - все полторы штуки! Зато всего за 100 рублей можно было купить новый сингл Алисы (при этом их же маленький магнитик стоил все 200!) Вышел за территорию - кругом те же толпы, и на вопрос о местонахождении ближайшей торговой точки с более дешёвым пЫвом аборигены мне просто рассмеялись в лицо. Ладно, будем вести трезвый образ жизни! Кстати, расписание групп слегка поменяли по сравнению с вывешенным ранее на сайте, и народ, приехавший "на Машину времени", оказался в пролёте, поскольку она выступила раньше. Но я с нетерпением ждал Deep Purple - ведь я приехал в первую очередь из-за них! Во время прогулки на мою майку с изображением знаменитого пёпловского альбома "In Rock" обратили внимание люди в майках с подобной же символикой. Выяснилось, что они приехали на свою любимую группу из разных уголков матушки-России. Побеседовали и разошлись - ждать.
А на сцене сначала буйствовал и заводил толпу подростков "КиШ" песнями про евших мясо мужиков. Затем их сменила Пелагея (всё вспоминал, где я её видел - оказывается, по телеку в "Двух звёздах", где она пела всё то же самое). Потом выступил "Сплин" (интересно, "Орбит без сахара" и "Моё сердце остановилось" - это тоже рок?). Затем программу отработал Валерий Кипелов, с одноимённой группой спевший как свои песни ("Я здесь", "Я свободен"), так и что-то из "Арии" ("Воля и разум"). К этому времени обе ВИП-трибуны, полупустые раньше, были уже заполнены до отказа - народ ждал "изюминку" фестиваля - Deep Purple. И долгожданный час настал.
Настраивались они долго. Дольше даже, чем Грассы на Груше. :-) И не мудрено - сцена оказалась просто забита качественной аппаратурой, которая явно стоила дороже, чем вся тоже недешёвая аппаратура прочих участников. И немудрено - профи не должны терять лицо даже на таком небольшом, по их меркам, выступлении. Волнующаяся толпа успела просмотреть изрядную часть документального фильма про группу (похоже, с 5-го питерского канала), затем освистать натужные попытки Дюжева и Гаркуши как-то разрядить обстановку неким конферансом... Но вот наконец, с задержкой в три четверти часа, на сцену вышли Стив Морз, Ян Пейс, Дон Эйри и Роджер Гловер. И - заиграли Highway Star. И в нужный момент вышел коротко стриженный седой мужик в больших тёмных очках. Но когда он запел, сомнений не осталось - это Гиллан! Пусть и не вытягивающий своих знаменитых верхних нот и часто уходящий во время соло за сцену, но всё же легендарный Ян Гиллан. И тоже звучали легендарные старые вещи - Strange Kind Of Woman, Hush, Fireball, No One Came, Lazy, Perfect Strangers, Space Truckin', Smoke On The Water... Мне удалось пробиться почти к самой сцене и даже позаимствовать единственный вроде бы на фестивале флаг с надписью Deep Purple, коим я вдоволь намахался, выплёскивая переполняющие меня эмоции. Казалось, всё закончилось, но музыканты совершенно неожиданно вышли на бис и исполнили Black Night. Пейс раскидал по толпе кучу палочек, Гловер - медиаторов, а в это время в небе гремел салют...
Оставалась лишь "Алиса", которой я увлекался в юности, но потом несколько охладел. Да и на мой скромный взгляд отыграли они программу несколько однообразную - практически все песни были в стиле "панк". Оно, может, для оставшейся публики и хорошо, но я всё же привык к несколько иным песням Алисы (возьмите, к примеру, "Стерх" и "Театр теней"!). Да и ещё комментарий от "загробного голоса" анонимного видеоведущего: "Кинчев принял православие, и теперь группа не выступает во время постов" (?!! если православие заключается лишь в этом, то я ещё православнее, ибо иногда не пою также и по средам и пятницам; а уж выступление в компании таких высокодуховных групп, как Кипелов, КиШ и Мордор, тоже многое значит; избави нас бог от такого православия!) :-) К слову, днём в одном из перерывов выступал некий поп, которого отрекомендовали как миссионера среди рокеров, панков и хиппи (!!! маразм крепчал...) Уже даже и не смешно...
Итак, мы потихоньку собрались; бросив прощальный взор на изрядно поредевшую, но всё же огромную толпу, мы двинулись к выходу под звуки таких знакомых "Моего поколенья" и "Красного на чёрном". По пути к платформе мы остановились посмотреть на второй (и последний) салют - шикарное зрелище! И наконец за пять минут до полуночи мы кое-как сели в электричку и двинулись домой - смертельно уставшие и непомерно грязные. Не мудрено - в чистом поле пыль стояла столбом, и таким грязным я не приезжал даже с легендарного Грушинского 1997 года, когда ливнем буквально смыло Гору во время концерта на Гитаре. Да, я ни минуты не жалею, что побывал на этом замечательном фестивале. Но на следущий я уже не поеду. Всё, что хотел ,я услышал. Ну разве что на следующий пригласят осколки "Свинцового дирижабля" в лице Роберта Планта и Джимми Пейджа... :-)